Перечень профессий и специальностей, курсы повышения квалификации и переподготовки, по которым может вестись подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья
№ п/п |
Наименование профессий, специальностей |
Шифр |
Категории инвалидов |
Примечание |
1. |
09.01.03 |
Нарушение слуха |
Профессия |
|
2. |
09.02.04 |
Нарушение слуха |
Специальность |
|
3. |
10.02.01 |
Нарушение слуха |
Специальность |
|
4. |
09.02.03 |
Нарушение слуха |
Специальность |
|
5. |
09.02.01 |
Нарушение слуха |
Специальность |
|
6. |
Оператор 1С, специализация в рамках профессии Оператор ЭВМ |
ОКПДТР 16199 |
Нарушение слуха Поражения опорно-двигательного аппарата Колясочники |
Повышение квалификации, курсы переподготовки |
![]() |
![]() |
Входная зона | Пандус |
![]() |
|
Парковка | |
![]() |
![]() |
Вход в здание | Входная дверь |
![]() |
![]() |
Вход в уборную | Учебная аудитория |
1. Уровень доступности учреждения
Для обеспечения доступности инвалидов и лиц с ограничениями возможностями здоровья соответствует 1 этаж здания колледжа.
Здание колледжа доступно для:
инвалидов-колясочников;
инвалидов с нарушенными опорно-двигательного аппарата;
инвалидов с поражением слуха.
Здание колледжа недоступно для:
инвалидов с поражением зрения;
инвалидов с нарушением умственного развития.
2. Данные о наличии инфраструктуры для граждан с инвалидностью и лиц с ОВЗ
Для инвалидов-колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидов с поражением слуха доступны следующие структурно-функциональные зоны:
вход (входы) в здание;
путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации);
санитарно-гигиенические помещения;
пути движения к объекту (от остановки транспорта).
3. Социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ
Социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ предполагает создание условий для мотивации обучения, проявление индивидуальности и самостоятельности обучающегося, реализации его потребностей в самоутверждении и повышении самооценки ( методы, формы, технологии, принципы, средства обучения); взаимодействие на основе доброжелательности, понимания и принятия обучающегося, формирования эмоционально-положительного отношения к учебной и внеучебной деятельности в пространстве личных возможностей, социализацию (сетевое взаимодействие); выявление и развитие потенциальных возможностей лиц с ОВЗ, помощь в организации познавательной деятельности, адаптацию через волонтерство; поддержание необходимого уровня работоспособности на уроках ( адаптированные программы, вариативные задания).
Цель социально-психолого-педагогического сопровождения: создание и поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ с приоритетностью подготовки к полноценной жизни в обществе.
Задачи: оказывать психологическую и педагогическую помощь в процессе адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью к условиям колледжа, в создании атмосферы толерантности в процессе межличностных отношений в студенческом коллективе и колледже в целом; проводить комплексную психологическую диагностику; содействовать в решении актуальных задач развития, обучения, удовлетворении потребностей и разрешении проблем студентов с ОВЗ и инвалидностью (трудности в обучении, несформированность учебной и профессиональной мотиваций, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений в студенческих группах, с преподавателями, родителями; и т. д.); оказывать психологическую помощь форме консультаций обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ; обеспечить информационную и методическую помощь преподавательскому составу колледжа.
Для лиц с ОВЗ и инвалидностью создаются следующие условия: специально приспособленное здание (наличие пандусов, оборудованных туалетов для колясочников и т. п.); компьютерные классы; кабинет педагога-психолога.
Педагог-психолог определяет особенности личностного развития, состояние эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности и особенности развития познавательной сферы, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Психолог проводит психолого-педагогическую диагностику причин и особенностей трудностей обучения, воспитания, развития; определяет уровень развития познавательной деятельности.
Преподаватель, мастер производственного обучения отслеживают уровень освоения основной образовательной программы.
Социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, созданные условия в образовательной организации способствуют полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала обучающихся данной категории в подготовке к полноценной жизни в обществе и успешному освоению профессиональной образовательной программы.
4. Порядок организации профориентационной работы среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их родителей
Профориентационная работа среди инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей проводится педагогом-организатором и педагогом-психологом колледжа.
Профессиональная ориентация инвалидов является частью общей системы профориентации, при этом профориентации инвалидов присущи особые черты, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции. Наличие физических ограничений здоровья инвалидов означает понимание особой природы процесса их взаимодействия с окружающей средой, в том числе в плане профсамоопределения.
В основе индивидуального подхода, обеспечивающего дифференцированную готовность инвалидов к профессиональному выбору, должна лежать оценка следующих значимых факторов: требований, предъявляемых конкретной специальности к здоровью инвалида; условий труда, значимых с точки зрения сохранения здоровья; медицинских ограничений профессиональной пригодности при различных заболеваниях.
Профессиональная ориентация в колледже представляет научно-обоснованную систему мер, способствующую профессиональному самоопределению личности, формированию будущего специалиста, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Целью деятельности по профессиональной ориентации среди инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей является приведение образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью и с ОВЗ в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода и создание условий для формирования ими обоснованных профессионально-образовательных планов с учетом психофизиологических особенностей личности, а также формирование у обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ сознательного, ответственного отношения к получению профессионального образования и последующего трудоустройства по выбранной профессии, воспитание конкурентоспособного специалиста, обладающего активной жизненной позицией и профессиональной мобильностью.